1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.
Механизм достижения рыночного равновесия. Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.
Дефицит - Превышение импорта над экспортом.
Избыток - Несбалансированная цена (цена слишком высока для данного рынка или для данного вида товара).
2. Закончился срок годности или реализации. Магазин реализует продукты питания и в том числе и скоропортящиеся товары (например, рыбу), или имеет в своем ассортименте товары с ограниченным сроком годности (бытовая химия, косметика).
3. Ошибки в прогнозах продаж. Закупка товара на «авось» и приводит к таким печальным результатам.
4. Избыточная закупка. Например, мы продаем в месяц 30-32 бутылок вина. Но закупаемая партия составляет 24 бутылки – такова минимальная упаковка со склада поставщика. Мы не можем купить меньше, и вынуждены закупать большее количество – 2 партии по 24 бутылки, что бы удовлетворить спрос. Если мы не стимулируем спрос на это вино, то очень скоро окажемся в ситуации избыточного запаса продукции.
5. Товарный каннибализм (появление одного товара вытесняет продажи другого).
6. Изменение моды или вкуса потребителей.
7. Законодательные акты (запрещение на реализацию продукции). Запрет на реализацию мяса птицы в некоторых странах из-за угрозы эпидемии птичьего гриппа привел к тому, что миллионы тонн куриного мяса были переведены в излишки, а затем и в некондиционный товар. Введение цензуры на рекламу пива привело к спаду продаж.
2. В долгосрочном периоде фирмы, изменяя величину всех вовлекаемых в производство ресурсов, стремятся оптимизировать свой размер и минимизировать долгосрочные средние издержки.
В долгосрочном периоде фирмы, уже находящиеся в отрасли, располагают достаточным временем, чтобы либо расширить, либо сократить свои производственные мощности, и также число фирм в отрасли может либо увеличиваться, либо уменьшаться по мере того, как новые фирмы вступают или существующие
фирмы покидают отрасль
Экономические решения конкурентной фирмы в коротком периоде.
Процесс максимизации прибыли конкурентной фирмы на краткосрочных временных интервалах. Существует два подхода к определению уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки:
1.На основе сравнения валового дохода и валовых издержек (TR и TC).
2.На основе сравнения предельного дохода и предельных издержек (MR и MC).
Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками.
В краткосрочном периоде часть валовых издержек фирмы является переменными издержками, а остальные – постоянными издержками. В краткосрочном периоде фирма будет нести убытки, равные постоянным издержкам, когда даже производство будет на нулевом уровне. Возможно, не существует ни одного уровня, при котором фирма получала бы прибыль, но фирма могла бы все-таки производить при условии, что поступая так, она несёт убыток меньший, чем потеря постоянных издержек, с которой она столкнётся при закрытии. Итак, конкурентной фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получить либо 1) экономическую прибыль, либо 2) убыток, который меньше, чем её постоянные издержки.
При этом фирма должна стремиться производить такой объём продукции, который или максимизирует её прибыли, или минимизирует убытки. Таким образом, в деятельности фирмы в краткосрочном периоде возможны 3 случая:
1 случай максимизации прибыли,
2 случай минимизации убытков,
3 случай закрытия.